Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Джузеппе Сарти: к 290-летию со дня рождения композитора
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 09.05.2024, 03:44 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Джузеппе Сарти: к 290-летию со дня рождения композитора

Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, клирик Зачатьевского храма г. Чехов

Джузеппе Сарти родился 1(12) декабря 1729 г. в итальянском городе Фаэнце в семье ювелира. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов – Франческо Антонио Валлотти1 в Падуе и у Джованни Баттиста Мартини2 в Болонье. Уже к концу 1740-х гг. Сарти получил должность органиста в кафедральном соборе Фаэнцы, однако в 1750 г. оставил ее с намерением посвятить себя опере. В 1752 г. в Венеции была поставлена первая достоверно известная опера Сарти «Король-пастух». В том же году он был приглашен в Копенгаген капельмейстером итальянской оперной труппы и начал сочинять наряду с итальянскими операми зингшпили на датском языке3 . Наряду с сочинением композитор занимался и педагогической деятельностью. Одно время он давал уроки пения даже датскому королю. В 1772 г. итальянская антреприза потерпела крах, у Джузеппе оказался крупный долг и в 1775 г. по приговору суда он вынужден был покинуть Данию. В следующее десятилетие жизнь Сарти была связана в основном с двумя городами Италии: с Венецией в период с 1775 по 1779 гг., где он являлся директором женской консерватории, а также, в период с 1779 по 1784 гг., с Миланом, где он был капельмейстером собора. Творчество композитора в этот период достигает европейской славы – его оперы ставятся на сценах Вены, Парижа, Лондона. В 1784 г. по приглашению Екатерины II Джузеппе Сарти прибыл в Россию. По дороге в Петербург, в Вене, он встретился с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который внимательно познакомился с его сочинениями4 . Занимая в России должность придворного капельмейстера, Сарти создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокально-хорового жанра. Композиторские успехи в России сопровождались успехами и его придворной карьеры. Однако трения, возникшие между звездами оперной труппы, и приведшие к отъезду приглашенного по предложению Джузеппе известного солиста Луиджи Маркези, вынудили композитора подать в отставку, которая, однако, не вызвала его возвращения в Италию: Джузеппе перешел на службу к Григорию Потемкину и в течение трех лет работал главным образом на юге России в потемкинских имениях. В 1790 г. композитор вернулся в Петербург к обязанностям придворного капельмейстера. По заказу Екатерины II вместе с Карло Каноббио5 и Василием Алексеевичем Пашкевичем6 он принял участие в создании и постановке грандиозного спектакля на текст императрицы с вольно истолкованным сюжетом из русской истории – «Начальное управление Олега». После смерти Екатерины II служил там же при императоре Павле I, который пожаловал Сарти высокий чин коллежского советника и две подмосковные деревни – Становую и Паткино (в Софьинской волости Бронницкого уезда). Последние годы жизни композитор занимался теоретическими исследованиями по акустике и, среди прочего, установил частоту так называемого «петербургского камертона». Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом. В середине 1802 г. Сарти решил вернуться на родину, но по дороге заболел и скоропостижно скончался 28 июля (8 августа) 1802 г. в Берлине. Советский и российский музыковед Юрий Александрович Фортунатов отмечает, что «Дж. Сарти в России являлся как бы светочем культуры и своего рода образцом того мастерства, к которому следует стремиться. Монументальный стиль композитора прослеживается и в его ораториальных сочинениях, посвященных победам русского оружия. Они подготовили собой создание ряда известных музыкальных произведений, среди которых важное место занимает оратория С.А.Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на слова Н.А.Горчакова, считающаяся первой русской ораторией».* * * Во время своего пребывания в России Джузеппе Сарти часто обращался к литургическим и богослужебным текстам Православной Церкви. Стоит отметить, что большинство из его произведений такого рода написаны в стиле западного, т.е. латинского богослужения. Но это не делает их менее ценными с музыкальной точки зрения. Каждое из этих песнопений является значимым в «сокровищнице» русской истории духовной музыки. Многие духовные сочинения хранятся в рукописи (в основном в СанктПетербурге) и до сих пор не опубликованы. Перу Сарти принадлежат: Херувимская, пасхальный концерт «Радуйтеся, людие!» на текст стихиры из пасхальной заутрени, «Благослови, душе моя, Господа» (предначинательный псалом из Всенощного бдения), хоровой концерт «Плачу и рыдаю», шестиголосный партесный концерт «Отрыгну сердце мое», великопостное богослужебное песнопение «Ныне силы небесныя», три хоровых концерта «Тебе Бога хвалим», два концерта на текст великого славословия «Слава в вышних Богу», «Господи, воззвах к Тебе» и т. д. Также им были написаны оркестровые произведения, в основе которых использовались богослужебные тексты: концерт для двойного хора и оркестра «Господи, помилуй», «Помилуй мя, Боже» для струнного ансамбля, клавесина и хора, а также «Слава в вышних Богу». По своей форме они сложны для исполнения. Так, например, в оратории «Слава в вышних Богу» привлекалось свыше трехсот музыкантов. В самой партитуре оратории сорок строк; двойной состав хора, двойной состав оркестра, роговой оркестр, батареи пушек и пиротехники, нотированные на отдельных (дополнительных) строках.

__________

1 Франческо Антонио Валлотти (11 июня 1697 – январь 1780) – итальянский музыкальный теоретик, композитор, педагог.

2 Джованни Баттиста Мартини (24 апреля 1706 – 4 октября 1784) – итальянский композитор, музыковед, педагог, капельмейстер, певец, скрипач и клавесинист. Известен как «падре Мартини».

3 Среди музыкального мира считается, что своим творчеством Сарти во многом положил начало датской опере.

4 Впоследствии Моцарт использовал одну из оперных тем Сарти в сцене бала «Дон Жуана». Со своей стороны, не оценив гения композитора или, может быть, испытывая тайную зависть к таланту Моцарта, Сарти год спустя опубликовал критическую статью о его квартетах.

5 Карло Каноббио (1741– 7 марта 1822) – виртуозный скрипач и композитор, игравший в придворном оркестре в Санкт-Петербурге.

6 Василий Алексеевич Пашкевич (1742 – 9 марта 1797) – русский композитор, дирижер, скрипач, певец и музыкальный педагог, один из создателей русской национальной оперы.

Список использованной литературы

1. Иванов-Борецкий М. Джузеппе Сарти в России. М., 1935.

2. Порфирьева А. Сарти. Энциклопедический словарь. XVIII век. СПб.: Композитор, 1999.

3. Рыцарева М. Российский хоровой концерт второй половины XVIII века. Киев. 1989.

4. Степанов А. Композитор Сарти и его вклад в русскую культуру XVIII в. Л., 1984.

5. Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2004.

 

Источник: mepar.ru


Альфред Шнитке: к 85-летию со дня рождения композитора/a>
С. А. Дегтярев. К 250-летию со дня рождения композитора

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (29.01.2020)
Просмотров: 865
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика